Родительское собрание в подготовительной группе "Как оценить готовность к школе ребенка с ОВЗ"
09 декабря 2021
Родительское собрание:
Как оценить готовность к школе ребенка с ОВЗ
Цель: помощь родителям в подготовке к школе детей с ОВЗ
На повестке дня:
- Круглый стол вопросов и ответов, полезные советы и рекомендации (учитель-дефектолог).
- Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок идти в школу?», с помощью которого родители могут достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе.
Что такое «школьная зрелость»? Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку с ограниченными возможностями физического и/или психического здоровья подготовиться к школе? Какие особенности дошкольника могут стать препятствием для успешной интеграции в школьную среду? На эти и другие вопросы отвечает специалист в области обучения и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Института коррекционной педагогики доктор психологических наук Наталия Викторовна Бабкина.
Заблаговременная объективная оценка готовности ребенка с ОВЗ к школе позволяет родителям и специалистам смягчить влияние негативных особенностей психического развития такого ребенка на процесс его обучения, сформировать качества, необходимые для успешной школьной адаптации, правильно выбрать образовательный маршрут.
Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школе
В школе ребенку предстоит столкнуться с системой норм и правил, и способность будущего школьника их осознанно принимать и соблюдать значительно облегчит его жизнь. Родителям стоит понаблюдать, может ли ребенок терпеливо и усердно чем-то заниматься? Как долго он удерживает цель деятельности, может ли довести начатое дело до конца? Может ли дослушать ответ взрослого на свой вопрос? Соблюдает ли правила, принятые в семье? Умеет ли он договариваться со сверстниками во время совместных игр и развлечений? Нравятся ли ему игры с правилами?
Если на большинство вопросов ответ окажется отрицательным, то родители должны помочь ребенку в развитии самоорганизации. Для этого прежде всего нужно продумать ясную и устойчивую систему правил, чтобы послушание было осознанным и ребенку хотелось сотрудничать. Разумные ограничения помогают сделать мир понятным, предсказуемым и безопасным.
Важным условием для развития саморегуляции является совместная деятельность ребенка с родителями, в процессе которой взрослый проговаривает все этапы и алгоритмы, которые он использует.
Это помогает ребенку быть внимательным, доводить дело до конца. Полезно также потом попросить ребенка рассказать, что и в какой последовательности делалось, все ли получилось. Посильное включение дошкольника в общие дела повышает его самооценку, укрепляет его уверенность в собственных силах.
Для развития познавательной деятельности можно использовать подготовленные в Институте коррекционной педагогики рабочие тетради для занятий родителей с детьми старшего дошкольного возраста. Имеющиеся там развернутые рекомендации позволят правильно организовать занятия, оценить достижения и увидеть трудности ребенка.
Самое важное условие правильной подготовки ребенка с ОВЗ к школе, формирующее его мотивационную готовность, — это общение со взрослым, возможность неспешно что-то рассмотреть, задать вопрос, обсудить, рассказать.
С ребенком нужно разговаривать, чтобы возникал диалог, чтобы у него была возможность проявлять любознательность. Необходимо, чтобы и родители, и ребенок получали удовольствие от совместной деятельности! И еще очень важно взаимодействовать со специалистами и следовать их рекомендациям.
Выбор образовательного маршрута
На основании базовых показателей психической деятельности и поведения ребенка специалисты (психолог, дефектолог, логопед, педагог, врач), наблюдая дошкольника, оценивают его перспективы в качестве завтрашнего школьника, определяют его особенности, способные привести к трудностям обучения.
Если есть основания для серьезных опасений такого рода, ребенка направляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), призванную на комплексном, междисциплинарном уровне квалифицировать характер выявленных особенностей психического развития ребенка и рекомендовать образовательный маршрут, соответствующий его возможностям.
Выбор образовательного маршрута и принятие решения о том, где будет учиться ребенок, осуществляются семьей. При этом родителям следует понимать, что образовательная программа и форма обучения должны быть полезны и доступны их ребенку.
От ценностных установок семьи, ее позиции, умения взаимодействовать со своим ребенком, от понимания его трудностей, осознания особых образовательных потребностей, умения адекватно представлять себе его образовательные и жизненные перспективы, от способности сотрудничать со специалистами непосредственно зависит развитие ребенка с ОВЗ, качество его образования и способность к самостоятельной и независимой жизни в социуме.
Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»
Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов:
сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне
поступления в школу.
С помощью этого теста можноте достаточно объективно оценить подготовленность
ребенка к школе.
Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».
- Часто ли ваш ребенок заявляет о своем желании идти в школу?
- Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?
- Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?
- Общителен ли ваш ребенок как с детьми, так и со взрослыми?
5 .Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?
- Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?
- Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда убирает их или вы устали напоминать ему об этом)?
- Умеет ли считать до 20 и обратно?
- Может ли сравнивать числа и предметы?
- Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?
- Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник)?
- Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?
- Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например,
назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки»)?
- Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» – «холодно»)?
- Умеет ли составлять рассказ по картинкам?
- Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?
17 .Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С трудом и без всякого удовольствия.)
- Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?
- Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?
- Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?
- Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?
- Может ли без особого труда собрать разрезанную на несколько частей картинку?
- Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево – ветки», «книга – страницы»)?
- Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?
Соотнесите свои ответы с ключом:
- если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили «да», то за каждый ответ начислите по 1 баллу;
- если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «нет», то начислите за каждый ответ еще по 1 баллу.
Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет:
20-24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и
получению новых знаний.
15-19 баллов – вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребенок почти готов к школе.
14 баллов и менее – лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, больше читайте книги. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.
Рекомендации дефектолога
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими
рекомендациями.
- Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ему весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему
творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
- Повторяйте упражнения. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более легкий вариант.
- Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и медленного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
- Будьте терпеливы, не спешите, не давайте задания, превышающие интеллектуальные возможности ребенка.
- В занятиях нужна мера. Не заставляйте делать упражнение, если ребенок вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы
выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.
- Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка
за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями.
- При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и
слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый
труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.