Сайт учителя-дефектолога Голевой Снежаны Анатольевны

Родительское собрание в подготовительной группе "Как оценить готовность к школе ребенка с ОВЗ"

09 декабря 2021

 

Родительское собрание:

Как оценить готовность к школе ребенка с ОВЗ

 

Цель:  помощь родителям в  подготовке к школе детей с ОВЗ

 

На повестке дня:

  1. Круглый стол вопросов и ответов, полезные советы и рекомендации (учитель-дефектолог).
  2. Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок идти в школу?», с помощью которого родители могут достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе.

 

Что такое «школьная зрелость»? Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку с ограниченными возможностями физического и/или психического здоровья подготовиться к школе? Какие особенности дошкольника могут стать препятствием для успешной интеграции в школьную среду? На эти и другие вопросы отвечает специалист в области обучения и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Института коррекционной педагогики доктор психологических наук Наталия Викторовна Бабкина.

Заблаговременная объективная оценка готовности ребенка с ОВЗ к школе позволяет родителям и специалистам смягчить влияние негативных особенностей психического развития такого ребенка на процесс его обучения, сформировать качества, необходимые для успешной школьной адаптации, правильно выбрать образовательный маршрут.

Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школе

В школе ребенку предстоит столкнуться с системой норм и правил, и способность будущего школьника их осознанно принимать и соблюдать значительно облегчит его жизнь. Родителям стоит понаблюдать, может ли ребенок терпеливо и усердно чем-то заниматься? Как долго он удерживает цель деятельности, может ли довести начатое дело до конца? Может ли дослушать ответ взрослого на свой вопрос? Соблюдает ли правила, принятые в семье? Умеет ли он договариваться со сверстниками во время совместных игр и развлечений? Нравятся ли ему игры с правилами?

Если на большинство вопросов ответ окажется отрицательным, то родители должны помочь ребенку в развитии самоорганизации. Для этого прежде всего нужно продумать ясную и устойчивую систему правил, чтобы послушание было осознанным и ребенку хотелось сотрудничать. Разумные ограничения помогают сделать мир понятным, предсказуемым и безопасным.

Важным условием для развития саморегуляции является совместная деятельность ребенка с родителями, в процессе которой взрослый проговаривает все этапы и алгоритмы, которые он использует. 

Это помогает ребенку быть внимательным, доводить дело до конца. Полезно также потом попросить ребенка рассказать, что и в какой последовательности делалось, все ли получилось. Посильное включение дошкольника в общие дела повышает его самооценку, укрепляет его уверенность в собственных силах.

Для развития познавательной деятельности можно использовать подготовленные в Институте коррекционной педагогики рабочие тетради для занятий родителей с детьми старшего дошкольного возраста. Имеющиеся там развернутые рекомендации позволят правильно организовать занятия, оценить достижения и увидеть трудности ребенка.

Самое важное условие правильной подготовки ребенка с ОВЗ к школе, формирующее его мотивационную готовность, — это общение со взрослым, возможность неспешно что-то рассмотреть, задать вопрос, обсудить, рассказать. 

С ребенком нужно разговаривать, чтобы возникал диалог, чтобы у него была возможность проявлять любознательность. Необходимо, чтобы и родители, и ребенок получали удовольствие от совместной деятельности! И еще очень важно взаимодействовать со специалистами и следовать их рекомендациям.

Выбор образовательного маршрута

На основании базовых показателей психической деятельности и поведения ребенка специалисты (психолог, дефектолог, логопед, педагог, врач), наблюдая дошкольника, оценивают его перспективы в качестве завтрашнего школьника, определяют его особенности, способные привести к трудностям обучения.

Если есть основания для серьезных опасений такого рода, ребенка направляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), призванную на комплексном, междисциплинарном уровне квалифицировать характер выявленных особенностей психического развития ребенка и рекомендовать образовательный маршрут, соответствующий его возможностям.

Выбор образовательного маршрута и принятие решения о том, где будет учиться ребенок, осуществляются семьей. При этом родителям следует понимать, что образовательная программа и форма обучения должны быть полезны и доступны их ребенку.

От ценностных установок семьи, ее позиции, умения взаимодействовать со своим ребенком, от понимания его трудностей, осознания особых образовательных потребностей, умения адекватно представлять себе его образовательные и жизненные перспективы, от способности сотрудничать со специалистами непосредственно зависит развитие ребенка с ОВЗ, качество его образования и способность к самостоятельной и независимой жизни в социуме.

Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»

 

Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов:

сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне

поступления в школу.

С помощью этого теста можноте достаточно объективно оценить подготовленность

ребенка к школе.

 Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

 

  1. Часто ли ваш ребенок заявляет о своем желании идти в школу?
  2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?
  3. Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?
  4. Общителен ли ваш ребенок как с детьми, так и со взрослыми?

5 .Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение  (например, по телефону)?

  1. Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?
  2. Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда убирает их или вы устали напоминать ему об этом)?
  3. Умеет ли считать до 20 и обратно?
  4. Может ли сравнивать числа и предметы?
  5. Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?
  6. Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник)?

  1. Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?
  2. Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например,

назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки»)?

  1. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» – «холодно»)?
  2. Умеет ли составлять рассказ по картинкам?
  3. Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?

17 .Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С трудом и без всякого удовольствия.)

  1. Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?
  2. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?
  3. Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?
  4. Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?
  5. Может ли без особого труда собрать разрезанную на несколько частей картинку?
  6. Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево – ветки», «книга – страницы»)?
  7. Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?

 

Соотнесите свои ответы с ключом:

- если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили «да», то за каждый ответ начислите по 1 баллу;

- если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «нет», то начислите за каждый ответ еще по 1 баллу.

Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет:

20-24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и

получению новых знаний.

15-19 баллов – вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание  вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребенок почти готов к школе.

14 баллов и менее – лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, больше читайте книги. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.

 

Рекомендации дефектолога

 

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими

рекомендациями.

  1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ему весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему

творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

  1. Повторяйте упражнения. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более легкий вариант.
  2. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и медленного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
  3. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте задания, превышающие интеллектуальные возможности ребенка.
  4. В занятиях нужна мера. Не заставляйте делать упражнение, если ребенок вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы

выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.

  1. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка

за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями.
  2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и

слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

  1. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый

труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.

Оставить комментарий: